1.*.3.8. История России. Всеобщая история История Древнего мира
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени,
объяснять смысл
основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э.,н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о
расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира,
расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших
событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических
текстов,
материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ
жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях
древней истории;
• раскрывать характерные,
существенные черты: а) форм
государственного устройства древних обществ (с
использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя»,
«метрополия»,
«колония» и др.); б)
положения основных групп населения
в
древневосточных и античных обществах (правители и подданные,
свободные
и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались
назначение и художественные
достоинства памятников древней культуры: архитектурных
сооружений,
предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям
древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних
государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических
источников,
выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей
среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и
культурного наследия древних обществ в мировой истории.
История Средних веков
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события
Средневековья, этапы
становления и развития Русского государства; соотносить
хронологию
истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о
территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в
Средние века, о направлениях крупнейших передвижений
людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах,
материальных
исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения
в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и
художественной культуры; рассказывать о значительных
событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а)
экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,
господствовавших в средневековых обществах,
религиозных воззрений, представлений средневекового человека
о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий
отечественной и
всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и
всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического
устройства
государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства
различных исторических источников,
выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной
литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран,
объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
История Нового времени
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные
события
Нового времени как исторической эпохи, основные этапы
отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории
России
и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о
границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий,
направлениях значительных передвижений —походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по
отечественной и
всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных
социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников
материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и
личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в
учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового
времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а)
экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б)
эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие»,
«абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных
ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов
отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений,
реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время,
сравнивать
исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и
всеобщей
истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую
карту, характеризовать социально-
экономическое и политическое развитие России, других
государств в Новое
время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при
работе с историческими материалами (определение
принадлежности и достоверности источника, позиций автора и
др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время,
объяснять,
в чём заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и
своего края в Новое время при
составлении описаний исторических и культурных памятников
своего города, края и т. д.
Новейшая история
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные
события
новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной
и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и
всеобщей истории в Новейшее время;
• использовать историческую карту как источник информации о
территории России (СССР) и других государств в ХХ — начале XXI в.,
значительных социально-экономических
процессах и изменениях
на
политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших
событий
и др.;
• анализировать информацию из исторических источников-
текстов,
материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
• представлять в различных формах описания, рассказа: а)
условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других
странах в ХХ — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников;
в) памятники материальной и художественной культуры новейшей
эпохи;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в
учебной и
дополнительной литературе;
• раскрывать характерные, существенные черты экономического
и социального развития России и других стран, политических режимов,
международных отношений, развития культуры в ХХ — начале XXI
в.;
• объяснять причины и следствия наиболее значительных
событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны,
образование новых государств и др.);
• сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие
отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы
и
революции и др.), сравнивать исторические ситуации и
события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и
всеобщей истории ХХ — начала XXI в.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую
карту, характеризовать социально-
экономическое и политическое развитие России, других
государств в ХХ —
начале XX* в.;
• применять элементы источниковедческого анализа при работе
с
историческими материалами
(определение принадлежности и
достоверности источника, позиций автора и др.);
• осуществлять поиск
исторической информации в учебной и
дополнительной литературе,
электронных материалах,
систематизировать и представлять её в виде рефератов,
презентаций
и др.;
• проводить работу по поиску и оформлению материалов истории
своей семьи, города, края в ХХ — начале XXI в.
Требования к
результатам обучения и освоения содержания курса по истории
Предполагается, что
результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся
широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной),
когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим
личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие
убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена
семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного
общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре
своего и других народов, толерантность.
^ Метапредметные результаты изучения истории в основной
школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной
информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый
план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы на
электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять
результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной
работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.
^ Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9
классов включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути
народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и
познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического
знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и
познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе
осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и
человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и
сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов
учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания
позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в
единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных)
компонентов.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной
школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых
процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и
длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников,
результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным
признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или
нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство
и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в
различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной
литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов,
памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника,
факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических
событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в
них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических
событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей,
изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к
наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и
оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других
народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в
поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры
(участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по
поиску и охране памятников истории и культуры).