1.*.3.8. История России. Всеобщая история История Древнего мира
Выпускник научится: • определять место исторических событий во времени,
объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие,
век, до н. э.,н. э.); • использовать историческую карту как источник информации о
расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира,
расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; • проводить поиск информации в отрывках исторических
текстов, материальных памятниках Древнего мира; • описывать условия существования, основные занятия, образ
жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; • раскрывать характерные,
существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с
использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя»,
«метрополия», «колония» и др.); б)
положения основных групп населения
в древневосточных и античных обществах (правители и подданные,
свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; • объяснять, в чём заключались
назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных
сооружений, предметов быта, произведений искусства; • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям
древней истории. Выпускник получит возможность научиться: • давать характеристику общественного строя древних
государств; • сопоставлять свидетельства различных исторических
источников, выявляя в них общее и различия; • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей
среде; • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. История Средних веков Выпускник научится: • локализовать во времени общие рамки и события
Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить
хронологию истории Руси и всеобщей истории; • использовать историческую карту как источник информации о
территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в
Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; • проводить поиск информации в исторических текстах,
материальных исторических памятниках Средневековья; • составлять описание образа жизни различных групп населения
в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и
художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; • раскрывать характерные, существенные черты: а)
экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,
господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека
о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий
отечественной и всеобщей истории Средних веков; • сопоставлять развитие Руси и других стран в период
Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями
«политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); • давать оценку событиям и личностям отечественной и
всеобщей истории Средних веков. Выпускник получит возможность научиться: • давать сопоставительную характеристику политического
устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сравнивать свидетельства
различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной
литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран,
объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение. История Нового времени Выпускник научится: • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные
события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы
отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории
России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о
границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий,
направлениях значительных передвижений —походов, завоеваний, колонизации и др.; • анализировать информацию различных источников по
отечественной и всеобщей истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных
социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников
материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; • систематизировать исторический материал, содержащийся в
учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • раскрывать характерные, существенные черты: а)
экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б)
эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие»,
«абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов
отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время,
сравнивать исторические ситуации и события; • давать оценку событиям и личностям отечественной и
всеобщей истории Нового времени. Выпускник получит возможность научиться: • используя историческую
карту, характеризовать социально-
экономическое и политическое развитие России, других
государств в Новое время; • использовать элементы источниковедческого анализа при
работе с историческими материалами (определение
принадлежности и достоверности источника, позиций автора и
др.); • сравнивать развитие России и других стран в Новое время,
объяснять, в чём заключались общие черты и особенности; • применять знания по истории России и
своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников
своего города, края и т. д. Новейшая история Выпускник научится: • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные
события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной
и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время; • использовать историческую карту как источник информации о
территории России (СССР) и других государств в ХХ — начале XXI в., значительных социально-экономических
процессах и изменениях
на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших
событий и др.; • анализировать информацию из исторических источников-
текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи; • представлять в различных формах описания, рассказа: а)
условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других
странах в ХХ — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей
эпохи; • систематизировать исторический материал, содержащийся в
учебной и дополнительной литературе; • раскрывать характерные, существенные черты экономического
и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в ХХ — начале XXI
в.; • объяснять причины и следствия наиболее значительных
событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.); • сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы
и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и
события; • давать оценку событиям и личностям отечественной и
всеобщей истории ХХ — начала XXI в. Выпускник получит возможность научиться: • используя историческую
карту, характеризовать социально-
экономическое и политическое развитие России, других
государств в ХХ — начале XX* в.; • применять элементы источниковедческого анализа при работе
с историческими материалами
(определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); • осуществлять поиск
исторической информации в учебной и дополнительной литературе,
электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов,
презентаций и др.; • проводить работу по поиску и оформлению материалов истории
своей семьи, города, края в ХХ — начале XXI в. Требования к
результатам обучения и освоения содержания курса по истории Предполагается, что
результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся
широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной),
когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. К важнейшим
личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие
убеждения и качества: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена
семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного
общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре
своего и других народов, толерантность. ^ Метапредметные результаты изучения истории в основной
школе выражаются в следующих качествах: · способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность — учебную, общественную и др.; · владение умениями работать с учебной и внешкольной
информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый
план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы на
электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять
результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат и др.); · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной
работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др. ^ Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9
классов включают: · овладение целостными представлениями об историческом пути
народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и
познания современного общества; · способность применять понятийный аппарат исторического
знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
и явлений прошлого и современности; · умения изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и
познавательную ценность; · расширение опыта оценочной деятельности на основе
осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и
человечества в целом; · готовность применять исторические знания для выявления и
сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Соотнесение элементов
учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания
позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в
единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных)
компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной
школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: · указывать хронологические рамки и периоды ключевых
процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; · соотносить год с веком, устанавливать последовательность и
длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: · характеризовать место, обстоятельства, участников,
результаты важнейших исторических событий; · группировать (классифицировать) факты по различным
признакам. 3. Работа с историческими источниками: · читать историческую карту с опорой на легенду; · проводить поиск необходимой информации в одном или
нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); · сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство
и различия. 4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в
различные исторические эпохи; · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной
литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов,
памятников. 5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание (факт источника,
факт историка); · соотносить единичные исторические факты и общие явления; · называть характерные, существенные признаки исторических
событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления, определять в
них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях исторических
событий. 6. Работа с версиями, оценками: · приводить оценки исторических событий и личностей,
изложенные в учебной литературе; · определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к
наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: · применять исторические знания для раскрытия причин и
оценки сущности современных событий; · использовать знания об истории и культуре своего и других
народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в
поликультурной среде; · способствовать сохранению памятников истории и культуры
(участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по
поиску и охране памятников истории и культуры).
|