Теория решения изобретательских задач
(ТРИЗ) по Г.С.Альтшуллеру.
Цель данной методики-- выявлять и развивать творческие
способности обучающихся,
- приобщать учеников к творческой
деятельности с выходом на конкретный результат.
ТРИЗ это:
теория – катализатор творческого решения проблемы,
знания – основа творческой работы -изобретать могут все, творчеству можно учиться
Основным содержанием теории
является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его
разрешения:
1. компромисс, примирение противоположных требований,
2. выдвижение
качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.
В методике имеют место как
индивидуальные, так и коллективные приемы. К последним относятся :
-
эвристическая игра,
- мозговой штурм,
- коллективный поиск.
Основной принцип этого метода –
категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом
возможные реплики и шутки поощряются. Успех метода во многом зависит от
руководителя, который должен умело направлять ход работы, ставить стимулирующие
вопросы, осуществлять подсказки. Наиболее оптимальной по
численности считается группа из 7-15 человек. При делении на группы необходимо
по возможности учитывать баланс между участниками группы по уровню активности,
характера и знаний. Процесс поисковой, познавательной
и изобретательной деятельности представляет собой основную учебную задачу и
выступает основным содержанием обучения.
На уроках истории оптимальный метод
модели ТРИЗ – это метод СИНЕКТИКА. Синектика здесь – это поиск
аналогий, побуждение к творчеству на основе конкретных знаний. Именно здесь
решение учебных задач возможно прежде всего как совместная поисковая
деятельность.
ЛИТЕРАТУРА:
Альтшуллер Г.С. «Алгоритм изобретения», М. , 1987г.
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» , М.1998г.