Формирование метапредметных знаний и умений
на уроках гуманитарного цикла
Главное изменение в обществе,
влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при
котором школа должна готовить своих
учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не
столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное,
личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как
умение учиться, что является главной
задачей новых образовательных
стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего
образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной.
Сделать ее такой – задача современного учителя.Достижение умения учиться
предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной
деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3)
учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование
материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышение
эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и
компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального
выбора. Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают
необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения
высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать
новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование
обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в
освоении знаний.
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические
образцы развития предметной формы знания.
Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой
образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.
Универсальный характер учебных
действий проявляется в том, что они носят надпредметный,
метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного
развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают
этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей
учащегося. Таким образом, метапредметный подход обеспечивает
переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному
образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова,
метапредметные результаты
образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных
предметов.
Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации
проекта инновационных изменений в преподавании гуманитарного цикла предметов в
общеобразовательной школе, заключается:
в новых подходах к измерениям
образовательных результатов школьников;
в требовании новых технологий
организации учебной и внеучебной
деятельности;
в обеспечении комплексного
подхода к инновационным процессам;
в заложенных в программу развития
школы идеях личностно- ориентированного обучения;
в формах и методах обеспечения
мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального
мастерства,
в обеспечении индивидуальных
образовательных запросов обучающихся.
Основой современных
образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей
современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать,
применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно
относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять
собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая
успешность и конкурентоспособность).Требования к результатам освоения основных
общеобразовательных программ: Личностные
– ценностные ориентации, отражающие
индивидуально- личностные позиции, мотивы образовательной социальные чувства,
личностные качества;
Предметные – усвоенные
учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции,
опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой
области знаний; Метапредметные –
освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Формирование предметных компетентностей на уроках гуманитарного цикла составляющие умения коммуникативная:
·
письменная коммуникация
·
оформить свою мысль в форме стандартных
продуктов письменной коммуникации;
·
изложить тему, имеющую сложную структуру, и
грамотно использовать вспомогательные средства
·
выступление перед аудиторией сверстников
·
определить содержание и жанр выступления в
соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией; использовать
вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления;
невербальные средства или наглядные материалы
·
диалог высказать свое мнение и узнать мнение
партнера в рамках диалога .
групповая коммуникация самостоятельно договориться о правилах и
вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
задать вопросы, позволяющие уточнить и понять идеи друг друга, сопоставить свои
идеи с идеями других членов группы, развить и уточнить идеи
информационная:планирование информационного поиска
указывать какая информация
требуется для решения поставленной задачи; в источниках какого типа следует
искать заданную информацию извлечение
информации
извлечь информацию по заданному
вопросу из статистического, исторического источников, художественной литературы
обработка информации систематизировать извлеченную информацию в рамках сложной
структуры
проектировочная: целеполагание и планирование деятельности
ставить задачи, адекватные
заданной цели; самостоятельно планировать характеристики продукта своей
деятельности на основе заданных критериев его оценки
рефлексивные умения указать причины успехов и неудач в своей
деятельности; назвать трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и
предложить пути их преодоления в дальнейшей деятельности планирование ресурсов
умение планировать ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи
оценочные навыки самостоятельно планировать и осуществлять текущий
контроль своей деятельности; оценить продукт своей деятельности по критериям,
самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности