Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
10:34
Приветствую Вас Гость | RSS
САЙТ - портфолио УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

Навигация по сайту

Календарь

...Время

Погода
Block content

...Радио

...

...

...

Форма входа

 Метапредметные знания и умения 

Формирование метапредметных знаний и умений

на уроках гуманитарного цикла

Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной  задачей  новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышение эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания.  Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.  Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные  результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе, заключается:

в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников;

в требовании новых технологий организации  учебной и внеучебной деятельности;

в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;

в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;

в формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства,

в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.

Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);

самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ: Личностные – ценностные  ориентации, отражающие индивидуально- личностные позиции, мотивы образовательной социальные чувства, личностные качества;

Предметные – усвоенные  учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний; Метапредметные – освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Формирование  предметных компетентностей на уроках  гуманитарного цикла составляющие умения коммуникативная:

·         письменная коммуникация

·         оформить свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации;

·         изложить тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовать вспомогательные средства

·         выступление перед аудиторией сверстников

·         определить содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией; использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления; невербальные средства или наглядные материалы

·         диалог высказать свое мнение и узнать мнение партнера в рамках диалога .

групповая коммуникация самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; задать вопросы, позволяющие уточнить и понять идеи друг друга, сопоставить свои идеи с идеями других членов группы, развить и уточнить идеи

информационная:планирование информационного поиска

указывать какая информация требуется для решения поставленной задачи; в источниках какого типа следует искать заданную информацию извлечение  информации

извлечь информацию по заданному вопросу из статистического, исторического источников, художественной литературы обработка информации систематизировать извлеченную информацию в рамках сложной структуры

проектировочная: целеполагание и планирование деятельности

ставить задачи, адекватные заданной цели; самостоятельно планировать характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки

рефлексивные умения указать причины успехов и неудач в своей деятельности; назвать трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предложить пути их преодоления в дальнейшей деятельности планирование ресурсов умение планировать ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи

оценочные навыки самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности; оценить продукт своей деятельности по критериям, самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности


...
>

Цитата дня

Block title
...

...
Каталог образовательных сайтов

...
УчМаг - специализированный интернет-магазин учебно-методической литературы. Издательство Учитель.

...
WoWeb.ru - портал для веб-мастера

...
Prezentacii.com - презентации на любые темы!

...
Сайт Учительский портал

...
каталог образовательных сайтов

...

...
УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

...

...
rudocs.exdat.com

...

...

...

...
-->

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Наталья Новосельцева © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz