Групповые технологии. «Обучение – это общение человека с человечеством» Современный уровень
школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы
широко применяются различные формы организации коллективно – познавательной
деятельности , как фронтальные, так и внутриклассные групповые.
Выделяют несколько уровней коллективной
учебно-познавательной деятельности : -Фронтальная
работа в классе, направленная на достижение общей цели -Работа
в статичных парах -Групповая
работа -Межгрупповая
работа ( каждая группа имеет свое задание в общей цели -Фронтально-коллективная
деятельность при активном участии всех обучающихся.
К групповым способам
обучения можно отнести:: 1. классно-урочную организацию, 2. игровые технологии, 3. метод проектов, 4. метод совместной деятельности.
Групповые технологии как
коллективная деятельность предполагают: - взаимное обогащение
учащихся в группе - активизацию
учебно-познавательных процессов, - распределение
действий и операций - коммуникацию, общение, - обмен способами
деятельности - взаимопонимание - рефлексию.
Особенности организации групповой работы на уроке:класс
делится на группы для решения конкретных учебных задач.каждая
группа получает определенное задание и выполняет его сообща под руководством
лидера или учителя.задания
в группе выполняются таким образом, который позволяет оценивать
индивидуальный вклад каждого члена группы. состав
группы непостоянный, он подбирается в зависимости от содержания и
характера предстоящей работы , по принципу объединения учеников разного
уровня обученности и информированности по предмету. Очень важно учитывать совместимость
учащихся, что позволяет группе быть успешной. в
ходе работы над задачей поощряется обсуждение, обращение за помощью. Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные
функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует
споры, порядок работы и оказывает помощь слабым ученикам или группам.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ:
1 Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка познавательной
задачи ( проблемная ситуация)
- инструктаж о последовательности
работы
- раздача дидактического
материала по группам
-
2. Групповая работа:
- знакомство с материалом,
планирование работы в группе,
- распределение работы внутри
группы,
- индивидуальное выполнение
внутри группы,
- обсуждение результатов внутри
группы,
- подведение итогов группового
задания
3. Заключительная часть:
- сообщение о результатах работы
каждой группы,
- анализ познавательной задачи,
рефлексия,
- общий вывод о проделанной
работе и достижении поставленной задачи.
Для эффективного проведения
групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень
подготовки, но и особенности личностных отношений в коллективе). ЛИТЕРАТУРА: Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» , М.1998г.
|