Главная
Регистрация
Вход
Четверг
18.04.2024
19:20
Приветствую Вас Гость | RSS
САЙТ - портфолио УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

Навигация по сайту

Календарь

...Время

Погода
Block content

...Радио

...

...

...

Форма входа

 Технология РКМЧП 

РКМЧП - ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ 
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
 ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.


Теорию РКМЧП разработали американские педагоги Дж.Стил, К. Мередит и Ч. Темпл, в России она известна с 1997 г Она внедрялась в систему образования страны при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной ассоциации чтения в рамках проекта " Открытое общество".
 Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.


Критическое мышление - это :
1. отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое , и творческое мышление развиваются в синтезе.
2. точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, ведь необходимо не только владеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить.
Включение технологии РКМЧП в систему школьного образования дает возможность личностного роста, так как обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности. Работая в режиме РКМЧП учитель перестает быть источником информации, и , используя приемы технологии, превращает обучение - продвижение от незнания к знанию- в совместный и интересный поиск.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ:

1. Кластер

 Рисунок - Модель кластера 
Этот прием графической систематизации учебного материала используется при изучении нового материала или при его повторении.На основе текста выделяют основные положения по теме, графически оформляют тему и ее составляющие в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это тема, вокруг нее планеты – основные характеристики (смысловые блоки) темы. Соединяя прямыми линиями тему с ее основными блоками, получают графическое отображение прочитанного текста (Рисунок). Каждая основная характеристика имеет свои составляющие (каждая планета – свои спутники, у них – свои спутники и т.д.). Далее легко можно продолжить составление схемы.В результате графической систематизации текста его разные положения и сюжеты уже не громоздятся в голове, а «гроздятся», располагаются в определенном порядке. Приём позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц.Полученное графически систематизированное изображение темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления. Оно дает возможность обдумать полноту и глубину изложения рассматриваемой в параграфе проблемы, выделить вопросы и взаимосвязи, нуждающиеся, с вашей точки зрения, в более полном раскрытии и обосновании и др.Прием предполагает:§оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нем больших и малых смысловых единиц;§выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними;§осмысление полученной графической систематизации текста (оценка полноты, обоснованности темы, определение вопросов, вызывающих сомнение, требующих более аргументированного изложения и т.д.);§умение презентовать свою графическую схему текста.

Рекомендации по работе с кластером:
1. Перед тем, как предлагать ребятам составить кластер, оцените текст. Легко ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?2. Первые 2-3 раза необходимо помогать ученикам выделять смысловые единицы. При этом желательно, чтобы окончательные формулировки они высказывал сами.
3. Полученный кластер необходимо озвучивать, например, в ходе презентации перед классом.
4. Важно, чтобы ученики могли обосновать установленные связи в кластере. Нельзя критиковать объяснения детей, какими бы они не были. Если вы сомневаетесь в правильности установленных связей, попросите ребенка прочитать отрывок из текста, подтверждающий его мнение.
5. Для того чтобы ученики осознавали причинно-следственные связи в кластере, необходимо места соединения соединять стрелочками.
6. Для того чтобы дети могли оценить степень значимости каждого уровня в кластере, можно использовать карандаши разных цветов.
7. Дети вольны менять структуру кластера. Нельзя их принуждать к однообразию.


2. «Толстые» и «тонкие» вопросы
Иногда встречаются вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», но гораздо чаще на вопросы нельзя ответить однозначно. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы), и те, на которые столь определенно ответить невозможно («толстые» вопросы). Иногда их лучше называть простыми и сложными (когда в классе есть полные дети, и к ним не очень хорошо относятся одноклассники).

        «Толстые» вопросы (сложные)
«Тонкие» вопросы (простые)заставляют думать,требуют однозначных ответов -Как? Почему? Каким образом?Кто? Что? Где? Когда?  

Обучать детей составлять вопросы можно со II класса:
1 этап - учащиеся учатся задавать вопросы, записывая продолжение вопросительного предложения. Сначала ребята придумывают тонкие вопросы, потом толстые. Тематика на этом этапе не ограничивается.
2 этап - учащиеся учатся составлять вопросы по тексту: сначала тонкие, а потом толстые.
3 этап – по каждой части текста дети записывают по одному тонкому и толстому вопросу, которые после задают своим товарищам
.4 этап – составление и заполнение матриц вопросов. Можно использовать в нескольких вариантах. В первом столбце таблицы один из учеников записывает свои вопросы. В следующих столбцах (их число определяет учитель в зависимости от уровня класса и наличия времени) другие учащиеся дают на них ответы. Для ответов на вопросы друг друга ученики меняются тетрадями.Вместо имён детей можно записать имена путешественников или учёных, героев литературного произведения, представителей людей разных профессий, представителей разных народов, географические объекты, живые организмы и т.п. То есть учащиеся могут представлять своё мнение по данному вопросу, или отвечать с точки зрения других субъектов, объектов, организмов и т.п., зная их свойства, особенности, ситуации, в которых они находятся.Прием можно использовать на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при осмыслении - демонстрация понимания пройденного.Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, заставляет вдумываться в текст и лучше усваивать его содержание, помогает в поиске ответов, что является предпосылкой к формированию умения вести диалог.Поначалу учащиеся затрудняются составлять толстые вопросы. Проблема заключается в вариативности ответов на толстые вопросы, так как для младших школьников характерно подражание товарищам в вопросах и ответах. Также у них не достаточно развито умение выделять главное.

Рекомендации по работе с толстыми и тонкими вопросами:
1. После составления вопросов необходимо обсудить их содержание: ребенку нужно знать, как выполняют это задание его сверстники.
2. В ходе обсуждения необходимо обратить внимание детей на тот факт, что толстые вопросы могут иметь несколько ответов, а тонкие - только один.
3. Для части учеников составление вопросов – сложнейшее задание. Необходимо поощрять даже незначительные успехи.


3.Синквейн

«Синквейн» происходит от французского слова «пять».
 Это «белое» стихотворение, состоящее из пяти строк. 
В первой строке заявляется тема или предмет - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное).
 Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). 
Третья строка состоит из трех глаголов, показывающих действия темы/предмета.
 Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к новой информации, полученной на занятии (по теме/предмету).
 Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово), с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Приём применяется для «присвоения» новой информации.
 
  Синквейн развивает:

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.Обычно рекомендуется использовать синквейн на стадии рефлексии. Но есть и другие возможности применять этот прием в разных предметных областях, в разных классах, на разных стадиях урока.
Использование синквейна на разных стадиях урока имеет разные задачи:


 Стадия  использования синквейна -
 ВызовКраткое обобщение имеющихся знаний 
Осмысление→Вдумчивая работа с новыми знаниями
 Рефлексия→Интеграция новых и имеющихся знаний 
 В начале урока, перед объяснением новой темы, учащимся предлагается определить тему следующего синквейна, то есть угадать слово, стоящее в первой строке:
  Обсуждение правил групповой работы помогает достигнуть доверия и взаимопонимания.

Следует подчеркнуть, что синквейны очень полезны в качестве:
·  инструмента для синтеза и обобщения сложной информации;
·  средства оценки словарного запаса учащихся;
·  средства творческого самовыражения
.И в заключение – синквейн о синквейне:

 Синквейн,Стройный, лаконичный,Мыслит, обобщает, собирает.Помни: краткость – сестра таланта.Резюме.
 


4.«Плюс-минус-интересно» (ПМИ) 

Прием помогает организовать работу с информацией на стадии вызова или на стадии осмысления. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей ее с уже имеющейся, - это способ активной работы с текстом. Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом.По ходу чтения параграфа или прослушивания лекции предлагается фиксировать в соответствующих столбцах таблицы информацию, отражающую положительные и отрицательные последствия явления, информацию, которая просто заинтересовала читателя.

   ПлюсМинусИнтересно- Информация, 
которая, с точки зрения ученика носит 
позитивный характер  +
Информация негативного характера -
Наиболее интересные и спорные для ученика факты  ! ?
 
При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.Иногда при использовании приема ПМИ внимание учащихся целесообразно намеренно направлять сначала на «Плюс», потом на «Минус», затем на «Интересно». При этом полезно и может быть применимо ограничение по времени (2-5 минут). В тоже время позволительно не соблюдать временных ограничений и думать, пока думается. Иногда это больше по времени, чем 5 минут, иногда - меньше чем 2. Кроме того, можно не соблюдать линейность в данной процедуре, а поступать итеративно.


5. «Дерево предсказаний»
Прием заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Прием «Дерево предсказаний» 
целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий, текущих общественных процессов. Прием помогает учащимся глубже вникнуть в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать, взвешивать все «за» и «против» при прогнозировании того или другого пути их решения.В качестве аргументов важно использовать не только соответствующий материал учебников, но и материалы средств массовой информации, собственные наблюдения за событиями и процессами текущей политической жизни. Подбор аргументов можно продолжить и на основе их сопоставления по количеству, значимости, перспективности
.Прием «Дерево предсказаний» используется в начальной школе после первой или второй остановки при работе с сюжетными текстами. На стрелочках (линиях соединения) ученики записывают объяснения своим версиям. Так они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. Тема, которая записывается в «стволе», должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например: «Спасется ли главный герой?», «Почему мальчик Петя все падает и падает?» и др. Как показывает опыт, детям очень нравится составлять «Дерево предсказаний».

 При использовании этого приема необходимо помнить следующее. 1) Не стоит использовать прием больше одного раза на уроке. 2) Все версии должны быть аргументированы на основе текста, а не на своих домыслах, фантазиях.


6.Таблица «Линии сравнения» 
Прием особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали - различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.


     Категория сравненияКатегория сравненияКатегория сравненияПерсоналии, факты   Персоналии, факты       
При изучении Антарктиды на уроках географии в 7 классе рассматривается история открытия Южного полюса. Этот материал очень эмоционален, трагичен, и учащимся необходимо определить, почему первым полюса достиг именно Р. Амундсен. Облегчить учащимся эту задачу помогает следующая таблица:
   Роберт СкоттЛинии сравненияРуал Амундсен Команда  Снаряжение  Опыт  Погода  Удача    
    Перепутанные логические цепочки Для применения перепутанных логических цепочек нужно выписать 5-6 отдельных событий из хронологической цепи либо из причинно-следственной цепи, причём каждое событие — на отдельный лист. Листы перетасовываются, группе учащихся предлагается восстановить правильный порядок цепочки. Когда приходят к единому мнению, учитель просит обратить внимание на порядок событий при чтении текста, чтобы проверить, верно их предположение или нет. Данный приём можно применить, например, при изучении на уроках биологии трудных для шестиклассников процессов митоза и мейоза, что даёт им возможность осмысленно усвоить особенности деления клеток. 












...
>

Цитата дня

Block title
...

...
Каталог образовательных сайтов

...
УчМаг - специализированный интернет-магазин учебно-методической литературы. Издательство Учитель.

...
WoWeb.ru - портал для веб-мастера

...
Prezentacii.com - презентации на любые темы!

...
Сайт Учительский портал

...
каталог образовательных сайтов

...

...
УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

...

...
rudocs.exdat.com

...

...

...

...
-->

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Наталья Новосельцева © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz