Технологическая карта урока, соответствующая
требованиям ФГОС
Основные принципы составления технологической карты урока
Технологическая карта— это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При составлении технологической карты мы структурируем урок по следующим параметрам:
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат.
Этапы работы над технологической картой:
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (содержательные и деятельностные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор мы остановили на технологической карте урока, УУД мы прописываем согласно кодификатору, предложенному на II Всероссийской научно-практической конференции «Контроль и оценка учебных достижений по русскому языку в контексте новых образовательных стандартов» ().
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
· используются эффективные методы работы с информацией;
· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
· обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся
|
||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
1. Постановка учебных задач |
Создание проблемной
ситуации. Фиксация новой учебной задачи |
Организовывает
погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. |
Пытаются решить
задачу известным способом. Фиксируют проблему. |
Слушают учителя. Строят
понятные для собеседника высказывания |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное
исследование проблемы. |
Поиск решения
учебной задачи. |
Организовывает
устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками
гипотезы, организует их обсуждение. |
Анализируют,
доказывают, аргументируют свою точку зрения |
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий |
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы
решения |
3. Моделирование |
Фиксация в модели
существенных отношений изучаемого объекта. |
Организует учебное
взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. |
Фиксируют в
графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. |
Воспринимают ответы
обучающихся |
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и
задачу. |
4. Конструирование
нового способа действия. |
Построение
ориентированной основы нового способа действия. |
Организует учебное
исследование для выделения понятия. |
Проводят
коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют
понятия. |
Участвуют в обсуждении содержания материала |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют
самоконтроль |
5. Переход к этапу
решения частных задач. |
Первичный контроль
за правильностью выполнения способа действия. |
Диагностическая
работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. |
Осуществляют работу
по выполнению отдельных операций. |
Учатся формулировать собственное мнение и позицию |
Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего
способа действия для решения частных задач. |
Коррекция отработки
способа. |
Организует
коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную
работу. |
Применяют новый
способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. |
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь
для регуляции своего действия |
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый
контроль по результату |
7.
Контроль на этапе окончания учебной темы. |
Контроль. |
Диагностическая
работа (на выходе): - организация
дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая
деятельность. |
Выполняют работу,
анализируют, контролируют и оценивают результат. |
Рефлексия своих действий |
Осуществляют пошаговый контроль по результату |