Технологическая карта урока, соответствующая
требованиям ФГОС Основные принципы составления технологической карты урока Технологическая карта— это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. При составлении технологической карты мы структурируем урок по следующим параметрам: 1) Название этапа урока. 2) Цели этапа урока. 3) Содержание этапа. 4) Деятельность учителя. 5) Деятельность учащихся. 6) Формы работы. 7) Результат. Этапы работы над технологической картой: 1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид. 2. Формулировка цели урока (содержательные и деятельностные). 3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. 4. Формулировка цели каждого этапа урока. 5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт). 6. Выбор форм работы на уроке: - индивидуальная; - фронтальная; - парная; - групповая. 7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика. Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор мы остановили на технологической карте урока, УУД мы прописываем согласно кодификатору, предложенному на II Всероссийской научно-практической конференции «Контроль и оценка учебных достижений по русскому языку в контексте новых образовательных стандартов» (). Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: · учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; · используются эффективные методы работы с информацией; · организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
· обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Основные этапы организации учебной деятельности
|
Цель этапа
|
Содержание педагогического взаимодействия
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Познавательная
|
Коммуникативная
|
Регулятивная
|
1. Постановка учебных задач
|
Создание проблемной
ситуации. Фиксация новой учебной задачи
|
Организовывает
погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
|
Пытаются решить
задачу известным способом. Фиксируют проблему.
|
Слушают учителя. Строят
понятные для собеседника высказывания
|
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
|
2. Совместное
исследование проблемы.
|
Поиск решения
учебной задачи.
|
Организовывает
устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками
гипотезы, организует их обсуждение.
|
Анализируют,
доказывают, аргументируют свою точку зрения
|
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
|
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы
решения
|
3. Моделирование
|
Фиксация в модели
существенных отношений изучаемого объекта.
|
Организует учебное
взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
|
Фиксируют в
графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.
|
Воспринимают ответы
обучающихся
|
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и
задачу.
|
4. Конструирование
нового способа действия.
|
Построение
ориентированной основы нового способа действия.
|
Организует учебное
исследование для выделения понятия.
|
Проводят
коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют
понятия.
|
Участвуют в обсуждении содержания материала
|
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют
самоконтроль
|
5. Переход к этапу
решения частных задач.
|
Первичный контроль
за правильностью выполнения способа действия.
|
Диагностическая
работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
|
Осуществляют работу
по выполнению отдельных операций.
|
Учатся формулировать собственное мнение и позицию
|
Осуществляют самоконтроль
|
6. Применение общего
способа действия для решения частных задач.
|
Коррекция отработки
способа.
|
Организует
коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную
работу.
|
Применяют новый
способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
|
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь
для регуляции своего действия
|
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый
контроль по результату
|
7.
Контроль на этапе окончания учебной темы.
|
Контроль.
|
Диагностическая
работа (на выходе):
- организация
дифференцированной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая
деятельность.
|
Выполняют работу,
анализируют, контролируют и оценивают результат.
|
Рефлексия своих действий
|
Осуществляют пошаговый контроль по результату
|
|