ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1. Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой
совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной
программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию[1].
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования;
к структуре основной образовательной программы
основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей
основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению
обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной
программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям
освоения основной образовательной программы основного общего образования
учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени
основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья[2] и инвалидов, а также значимость ступени общего
образования для дальнейшего развития обучающихся.
2. Стандарт
является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования
обучающихся на ступени основного общего образования.
3. Стандарт разработан с учётом региональных,
национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
4. Стандарт направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности
обучающихся;
единства образовательного пространства Российской
Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение
родного языка, возможности получения основного общего образования на родном
языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа
России;
доступности получения качественного основного
общего образования;
преемственности основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,
профессионального образования;
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
и сохранения их здоровья;
развития государственно-общественного управления в
образовании;
формирования содержательно-критериальной основы оценки
результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного
общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных
учреждений, функционирования системы образования в целом;
условий создания социальной ситуации развития
обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством
личностно значимой деятельности.
5. В основе Стандарта лежит
системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
проектирование и конструирование социальной среды
развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность
обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся.
6. Стандарт ориентирован на становление
личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной
школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и
родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни,
семьи, гражданского общества, многонационального российского народа,
человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий
ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и
самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания
на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок,
соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои
обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный
диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих
результатов;
осознанно выполняющий правила
здорового и экологически
целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека в интересах
устойчивого развития общества и природы.
7. Стандарт должен быть положен в основу
деятельности:
работников образования, разрабатывающих основные
образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей
развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов
участников образовательного процесса;
руководителей образовательных учреждений, их
заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации
основной образовательной программы основного общего образования;
сотрудников организаций, осуществляющих оценку
качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и
профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования
в образовательных учреждениях;
разработчиков примерных основных образовательных
программ основного общего образования;
сотрудников учреждений основного и дополнительного
пофессионального педагогического образования, методических структур в системе
общего образования;
авторов (разработчиков) учебной литературы,
материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного
общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов
исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и
контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление
в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в
области общего образования;
руководителей и специалистов государственных
органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку
порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников
основной школы;
руководителей и специалистов государственных органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих разработку
положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных
учреждений.
II. Требования к
результатам освоения
основной
образовательной программы основного общего образования
8. Стандарт устанавливает требования к
результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного
общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,
правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и
социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений
о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами.
9. Личностные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской
идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом
устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом
труде;
3) формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения,
ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности
в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и
безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры
соответствующей современному уровню экологического
мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через
освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
10. Метапредметные результаты освоения
основной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки
и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в
области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–
компетенции);
12)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные
результаты изучения предметной области «Общественно-научные предметы» должны
отражать:
История
России. Всеобщая история:
1) формирование основ гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности
обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории,
усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а
также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с
древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и
культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного
подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических
знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в
современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических
ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на
основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать,
сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о
событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и
аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию
народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
1 Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации
«Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст.
150; 2007,
№ 49, ст. 6070).
[2] При этом при реализации основных образовательных
программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть
установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты (пункт 5 статьи 7 Закона
Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст.
1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007,
№ 49, ст. 6070).