ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
В существующей практике обучения все чаще
возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в одной
учебной группе: по их учебным возможностям, общим и специальным способностям,
индивидуальным психофизиопатическим особенностям, интересам, проектируемой
профессии, национальному признаку, религиозной принадлежности, социальному и
имущественному положению родителей, уровню воспитанности.Достичь
абсолютной гомогенности (однородности группы по составу) невозможно. Это
признают разработчики разноуровневой технологии: достоверность психологических
методик не превышает 0,8, и гомогенной считается группа, в которой
выравненность по учебным возможностям учащихся составляет не менее 70 %.
Отсюда следует, что изначально закладывается 50 % «брака» в работе
преподавателя.Закладываемые
критерии формирования учебных групп, эффективности и качества работы
свидетельствуют о направленности на знания, умения, навыки и интеллектуальное
развитие учащихся. На второй план уходят остальные аспекты развития и
воспитания учащихся. Все это, в свою очередь, мешает получить эффект
целостности в формировании всесторонне и гармонично развитой, гуманной,
свободной, активной и ответственной личности учащегося. Решению всех
этих задач и проблем может способствовать внутренняя дифференциация учебных
групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Цель
дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для
максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения
познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания
образования. Под дифференциацией понимается способ организации учебного
процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности
личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы
(цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются .Обеспечение
разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение: 1. Психологических
задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их
развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления,
работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.). 2. Предметно-дидактических
задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование),
обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства
учебно-познавательных возможностей учащихся 3. Реализации
принципа «воспитывающего обучения».Без успешного
решения всех трех задач дифференцированное обучение скорее всего может быть
редуцировано к одномерной модели «слабый – средний – сильный» ученик. Решение первой
задачи опирается на психологическую дидактику, второй – на дидактический
анализ, вскрывающий уровень доступности учебного материала, его сложность,
абстрактность, обобщенность, конкретность, логичность и системность, третьей
задачи – на диагностику целостных ориентаций, способностей общения и
деятельности. Для решения комплекса задач необходимо знание, как минимум,
индивидуально-типологических особенностей учащихся .Таким образом,
главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации ее авторы делают
не на деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на идею
согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой
развивающейся личности учащихся, что решается через: 1) разработку
учебного материала, для которого каждый уровень его репрезентации
(обязательный, дополнительный, повышенный, улучшенный и т. п.) мог бы быть
предложен в многообразии индивидуально-личностных особенностей учащихся; 2) предоставление
учащемуся возможности самостоятельной ориентации в многообразии учебного
материала, в способах учебной работы, выбора для себя посильного уровня учения,
т. е. возможности стать субъектом познавательной, нравственной
деятельности и общения. Основу
технологии разноуровневого обучения составляют: ♦
психолго-педагогическая диагностика учащегося;♦
сетевое планирование; ♦
разноуровневый дидактический материал. Сетевой план– это модель учебного процесса, которая позволяет каждому
учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю,
месяц, семестр и т. д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом
обучения.
Педагогу
сетевое планирование позволяет перейти от дискретного (прерывистого) управления
деятельностью учащихся, когда задания выдаются «порциями» на занятии
преподавателем, к непрерывному рефлексивному соуправлению и самоуправлению
учебным процессом. Что касается
разноуровневого дидактического материала, то практика и передовой опыт
убеждают, что только структурированное и дозированное по объему содержание
осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими
технологиями являются гарантами саморазвития личности .Задача
структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью
деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности :I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить
упрощенное, но верное и полное представление о предмете; II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию,
глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения
ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.; III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию,
так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации,
не предусмотренной стандартами. Т. е. эти
три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом: 1. Проблемное
изложение (учащийся осваивает образец умственных действий) 2. Частично-поисковый
(формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности) .3.
Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности). При этом
ориентировочный алгоритм изучения темы, его пошаговое описание, основанное на
особенностях процесса освоения знаний, опыта и способов деятельности и
эмоционально-ценностном отношении, может быть следующим: 1 шаг –
проблематизация. Для этого необходимо связать изучаемую тему с актуальными
потребностями учащихся, общества с целью привлечения внимания к изученной теме.
Это реализуется путем установления связи содержания темы с опытом учащихся, их
интересами, уже изученным материалом. 2 шаг –
мотивация учащихся, которая включает в себя несколько блоков: работу с
мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной, нравственной деятельностью и
общением. 3 шаг –
ознакомление с информацией. 4 шаг –
освоение информации, которое может происходить через:- проработку
текста;-
взаимообучение. 5 шаг –
контроль освоения информации. Таким образом,
основные правила технологии
разноуровневого обучения можно свести к следующему: 1. Не
дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру
его потребностей, сил и желания .2.
Последовательное освоение и сдача уровней. 3. За одно
занятие можно сдать только одну тему. 4. Для получения оценки «3» необходимо знание не
менее 50 % из числа предложенных
в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 % 5. При
подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и
повысить свою обычную отметку. 6) Основными
принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право
на собственное мнение и ошибку.
|