Методические рекомендации
для общеобразовательных учреждений о преподавании истории в 2013-2014
учебном году
1. Нормативно-правовые документы
Преподавание
предмета в 2013 – 2014 учебном году ведётся в соответствии со следующими
нормативными и распорядительными документами:
1.
Закон «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с
изменениями и дополнениями).
2.
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования», с изменениями и дополнениями.
4.
Приказ Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
5.
Письмо Департамента государственной политики в
образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 19.12.2012 г. N 1067 г. Москва "Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год".
7.
Постановление Федеральной службы по надзору в свете
защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.
8.
Письмо Министерства образования и науки РФ от
01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для
оснащения общеобразовательных учреждений».
9.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.
10.
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.
2.
Учебно-методическое обеспечение
Согласно ст. 28 Федерального
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
№ 273 – ФЗ (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательного
учреждения относится определение списка учебников в соответствии с
утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных
к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования
образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к
использованию в образовательном процессе.
Подробная информация о современных УМК по истории (с
аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:
1. Всё об учебниках федеральных перечней (http://fp.edu.ru/asp)
2. Издательство «Просвещение» (http://www.prosv.ru)
3. Издательство «Дрофа» (http://www.drofa.ru)
4. Издательство «Русское слово» (http:// www.russkoe-slovo.ru)
5. Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ» ( http://www.vgf.ru)
6. Издательство «БАЛАСС» (http://www.school2100.ru)
При
выборе УМК по истории необходимо учитывать следующие особенности издательских
линий:
1.
Издательство «БАЛАСС»
– содержательная и методическая база позволяют полностью реализовать идеологию
ФГОС ООО. Особенно продуктивен в системном использовании с учебниками по другим
предметам.
2.
Издательство «Русское
слово» – рекомендуется использовать в гимназических классах с углубленным
изучением истории.
3.
Издательство «Просвещение»
– прослеживается преемственность с ФГОС НОО.
В помощь учителю истории в преподавании предмета и
подготовке к государственной итоговой аттестации выпущены следующие издания:
1.
ГИА-2013. История. Диагностическое тестирование. 10
комплектов контрольных измерительных материалов / [И.А Артасов и др]. – М.: Национальное
образование, 2013.
2.
История России. Диагностические тесты. 9 класс / [И.А
Артасов и др]. – М.: Национальное образование, 2013.
3.
Артасов, И.А. ГИА. История. Тематические
самостоятельные и итоговые работы. 6-9 классы / И.А. Артасов, Ю.Г. Гаврилина,
И.Н. Лозбенёв. – М.: Национальное образование, 2013.
4.
ГИА-2013. История. Типовые экзаменационные варианты.
10 вариантов / [Артасов И.А. и др]. – М.: Национальное образование, 2013.
5.
Артасов, И.А. ГИА-2013. Экзамен в новой форме.
История. 9 класс / И.А. Артасов, О.Н. Мельникова, Ю.Г. Гаврилина. – М.: АСТ,
2013.
6.
Артасов, И.А. ГИА-2013. История. 9 класс. Экзамен в
новой форме. Тренировочные варианты экзаменационных работ / И.А. Артасов, О.Н. Мельникова,
Ю.Г. Гаврилина. – М.: АСТ, 2013.
7.
Артасов, И.А. История России. 9 класс. 60
диагностических вариантов / И.А. Артасов. – М.: Национальное образование, 2013.
Дополнительную информацию
можно найти на сайтах:
1. http://fipi.ru/view/sections/203/docs/404.html
2. http://www.history.standart.edu.ru
3. http://www.history.ru
4. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838
3. Особенности преподавания истории
в 2013-2014 учебном году
В период перехода на новые стандарты
особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические
комплекты соответствуют идеологии ФГОС, в том числе принципам системно –
деятельностного подхода. Сегодня государственная политика в образовании
направлена на обновление содержания образования и использование новых методов и
образовательных технологий в преподавании, что предполагает ответственность
учителя за выбор учебника. Учебники, прошедшие экспертизу в экспертных
организациях и включенные в федеральный перечень учебников, выбирает
образовательное учреждение. Учитель выбирает те или иные методики обучения и
воспитания, что во многом определяет успешность работы по определенному
учебнику.
В 2013-2014 учебном году в преподавании истории обращаем внимание на
следующие особенности.
Основой для преподавания предмета История являются: Примерная
программа основного общего образования по истории; Примерная программа среднего
(полного) общего образования по истории (базовый уровень); Примерная программа
среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень) (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838).
Предпочтительно внутри концентров работать по одной предметной линии,
авторской или издательской, чтобы сохранить преемственность дидактических
единиц, методологических и методических подходов.
В
рамках среднего (полного) общего образования
на усмотрение ОУ можно продолжить
работать по выбранной линии или же поменять УМК, сохранив преемственность X и XI классов
внутри второго концентра.
В соответствии с наличием в Федеральном базисном учебном плане
основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный
уровни) единого предмета История, состоящего из двух курсов «История
России» и «Всеобщая история», изложенных в примерных программах
общего образования по истории раздельно, на практике рекомендуется
изучать синхронно-параллельно с возможностью интеграции некоторых тем
отечественной и всеобщей истории. Интегрироваться
могут темы по истории международных отношений и внешней политики России,
истории мировых войн,
отдельные вопросы истории, культуры и др.
При этом следует учитывать,
что курс «История России» занимает приоритетное место и по объему учебного времени,
и по задействованности в контрольно-измерительных материалах ГИА и ЕГЭ.
В классных журналах (5 – 11 класс) необходимо оба курса записывать в единый
раздел История в соответствии с календарно-тематическим планированием
без специального разделения между курсами «Всеобщая история» и «История
России». Выставление четвертных, полугодовых и годовых отметок осуществляется
также в рамках единого предмета История в общепринятом порядке.
В зависимости от имеющихся в распоряжении образовательных учреждений
учебников, внесенных в федеральный перечень, и вида рабочей программы (см.
Письмо ДОН от 06.04.2010 г. №47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию
образовательных программ общеобразовательных учреждений») возможно 3 варианта
синхронизации учебного материала.
1. Последовательно-блочное изучение. При этом блок всеобщей истории должен
предшествовать блоку отечественной истории в пределах определенного хронологического
периода, например XVI – XVIII вв. В качестве методической основы можно выбрать
программу (полное соответствие примерной или авторской программе),
составленную, там где это возможно, на базе единой учебно-дидактической линии
учебно-методических комплектов «История России» и «Всеобщая история» для
соответствующей параллели классов.
2. Интегрированное
обучение осуществляется на
основе программы (полное соответствие примерной или авторской программе),
составленной на базе интегрированных учебников «История» для 10 – 11 классов,
внесенных в федеральный перечень.
При планировании рекомендуется
ориентироваться на обязательные минимумы содержания основного общего и среднего
(полного) общего образования. При отборе учебного материала в первую очередь
необходимо задействовать содержание, изучение которого является объектом
контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников (в обязательном
минимуме выделено прямым шрифтом). Курсивом выделено содержание, которое
подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в
требования к уровню подготовки выпускников.
Использование указанного формата позволяет дифференцировать
образовательные программы по уровням содержания в направлении сужения границ
«знаниевых» требований и наряду с этим стимулирует полное изучение
обязательного программного материала, что особенно актуально при значительных
объемах курса.
Комплексный проект модернизации образования корректирует приоритетные
направления в преподавании истории, стимулирует разработку перспективных
технологий, позволяющих решать проблемы развивающего обучения. Принципиально
новые задачи по развитию методики преподавания стоят, прежде всего, в сфере
предпрофильного и профильного исторического образования, а также организации
системы итогового контроля знаний и умений учащихся. Главным представляется
поиск эффективного баланса между репродуктивными и продуктивными методами
обучения, традиционными и современными средствами обеспечения учебного
процесса. В этой связи предлагаем учителям истории акцентировать внимание на
следующих основных моментах:
1. Широко использовать нетрадиционные формы уроков, в том числе методики
деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных
уроков, политических дебатов и т.д. Это позволит увеличить познавательную
активность учащихся, их мотивированность к самостоятельной учебной работе.
2. При профильном изучении истории в старшей школе попробовать переход
к модульной системе организации учебного процесса. Подобный подход позволит не
только укрупнить смысловые блоки содержания, но и избежать перегрузки учебного
процесса излишними, второстепенными фактами. Особенно важно это в старшей
школе, где при сокращении объема учебного времени возрастает уровень сложности
материала.
3. Совмещать различные алгоритмы усвоения знаний и умений при сохранении
единой содержательной основы, что обеспечит тесную взаимосвязь разнообразных
способов и форм учебной деятельности в ходе изучения истории.
4. Активно внедрять групповые методы работы, творческие задания, в том
числе, методику исследовательских проектов для приобретения учащимися функционального
навыка исследования как универсального способа освоения действительности,
развития личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
5. Считать приоритетным
индивидуальный подход к каждому ученику.
В рамках реализации практической части обращаем внимание на то, что Интернет-поддержка
профессионального развития педагогов осуществляется на сайте www.en.edu.ru.
Интересные материалы для учителей истории размещены на федеральном
образовательном портале «Социально-гуманитарное и политологическое
образование». Полезными могут оказаться и следующие Интернет-сайты:
www.openclass.ru; www.pedsovet.org; www.bankrabot.com; www.school.edu.ru.
Рекомендуем также пособие,
содержащее аннотированные списки сайтов по использованию Интернет-ресурсов на
уроках истории:
Плотникова В.А. Интернет-ресурсы в практической деятельности учителя общеобразовательной
школы. Методическое пособие: 10 – 11 классы. – М.: Вентана-Граф, 2009.
4. Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках
преподавания истории в 2013-2014 учебном году
При работе с одарёнными детьми необходимо обратить
внимание на следующее.
Одним из приоритетных
направлений национальной образовательной инициативы «Наша Новая Школа» является
поддержка талантливых детей. В этой связи предлагаем учителям истории
акцентировать внимание на работе с одаренными детьми; оказывать методическую и
содержательную помощь в подготовке учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах
обществоведческой направленности; способствовать популяризации необходимости
углубленного исторического образования; формировать мотивацию к осознанному
выбору профессии, связанной с историей как научной или учебной дисциплиной.
Рекомендуем за оперативной информацией в указанной области обращаться
на Интернет-сайты www.odardeti.ru; www.globalkid.ru.
5.
Предпрофильное обучение
Базисным учебным планом в IX
классах в рамках предпрофильной подготовки введены элективные курсы (курсы по
выбору).
В преподавании элективных
курсов рекомендуем: Сборник нормативных документов и методических материалов по
предпрофильной подготовке и профильному обучению. Сборник. 9 – 11 класс. – М.:
Вентана-Граф, 2010.
Напоминаем, что историческая
проблематика может изучаться и в составе элективных курсов (из
национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения),
предназначенных для расширения как базового, так и профильного уровней, а также
для удовлетворения познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям
современных исторических исследований.
В этой связи рекомендуем обратить внимание на следующие издания:
1. Господарик Ю.П. История России XV – начала XX вв. в записках иностранцев.
– М.: Вентана-Граф, 2010.
2. Программы элективных курсов. История: 10 – 11 классы: профильное обучение
/ М.В. Пономарев, А.М. Родригес, Е.С. Галкина и др. – М.: Дрофа, 2007.
3. Элективные курсы для профильного обучения учащихся 10 – 11 классов / авт.-сост. Н.А. Григорьева. Н.И. Чеботарева. – М.:
Глобус. 2007.
6. Использование оборудования
для оснащения кабинета истории в 2013-2014 учебном
году
Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 1
апреля 2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для
оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и
науки РФ от 4 октября
Эффективность усвоения учащимися учебного материала во многом зависит
от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс.
Наряду с научно-обоснованной учебной программой курса, оптимальной
методикой проведения занятий важной представляется наличие соответствующей современным
тенденциям в образовании учебно-материальной базы (УМБ), необходимых передовых
средств обучения. Под УМБ понимается, прежде всего, предметный кабинет и его
оснащение различными материальными средствами обучения, соответствующими
развитию науки, техники и педагогики, а так же требованиям документов
Министерства образования и науки РФ.
В современных условиях происходит перестройка производственного
сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется
содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в практику
преподавания принципиально новые носители информации (в первую очередь
мультимедиа). Многие средства и объекты материально-технического обеспечения
являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не
только преподавание конкретных предметных тем, но и развития умений и навыков
учащихся.
В целях рационального использования оборудования, повышения качества преподавания
необходимо:
1. Сочетание в преподавании новейших информационных технологий и словесно-логического,
наглядного способов передачи знаний.
2. Активизация применения информационно-компьютерных технологий на уроках.
Компьютер должен рассматриваться как обучающая машина, открывающая новые
возможности как для преподавателя, так и для учащихся.
Использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования,
изучения исторических источников, дидактических компьютерных сред и программных
комплексов, содержащих справочники, обучающие и контролирующие блоки,
динамическую графику с конкретной тематикой –идеальный вариант оптимизации
обучения предмету.
3. Сохранение накопленного опыта, собранного методического материала, иллюстраций
и текстовых подборок в электронном виде.
4. Наличие подключения к Интернету, что позволит регулярно пополнять собственную
коллекцию цифровых ресурсов. При этом представляется необходимым обязательное
копирование наиболее важных материалов. По статистике, средний срок жизни сайта
в Интернете не превышает полутора-двух лет, и обнаруженный однажды качественный
ресурс через некоторое время может оказаться недоступным. При наличии TV-тюнера
возможно производить запись телевизионных программ и их кодировку в формат,
пригодный для демонстрации на оборудовании, установленном в кабинете.
5. Наличие внутренней сети в ОУ, в которой могут быть выделены две отдельные
папки (подраздела): «Методические материалы» (предоставляется только учителям)
и «Исторические ресурсы» (открыта для всех, но с дифференциацией возможностей:
учащиеся могут открывать и копировать необходимые документы; учителя обладают
правом размещать и удалять файлы).
6. В календарно-тематическом планировании необходимо указывать использование
учебного оборудования.
7. Перечень рекомендованного оборудования (мультимедийная установка,
интерактивная доска, таблицы и т.д.) зависит от соответствующей темы и ее связи
с базовым предметом.
8. Для расширения теоретической подготовки рекомендуем следующую литературу:
- Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе:
пособие для учителей и студентов вузов / М.Т. Студеникин. М.: ВЛАДОС, 2007.
- Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках
обществознания / Н.И. Шевченко. М.: Русское слово, 2009.
- Кабинет истории и обществознания // Преподавание истории в школе.
-2008. - №3. - С.3 – 21.