История
Пояснительная
записка
Необходимость
изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и
мировоззренческими свойствами. Главная задача школьного исторического
образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы
гражданской идентичности ценностно ориентированной личности.
Основные цели изучения истории в школе:
· формирование у молодого
поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;
· овладение учащимися знаниями об
основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в
социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
выработка в доступной для учащихся формена основе обобщения фактического
материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение
интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту
и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе
уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального
государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе
патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами,
неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и
пропаганды
войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных
проблем современности;
· развитие способностей учащихся
на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы,
события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом
принципов научной объективности и историзма;
· формирование у учащихся
общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и
прогрессивности общественного развития и осознания приоритета обще!
ственного
интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся
полностью только в обществе и через общество;
· выработка современного понимания
истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
· развитие навыков исторического
анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и
процессов.
Содержание
Всеобщая
история
Предмет
истории. Знания о прошлом. Источники и историки.
Происхождение
человека. Первобытное общество.
Древний мир
Понятие и
хронология.
Древние
цивилизации Востока: Месопотамия, Древний Египет, Индия, Китай. Общественное
устройство, экономика. Религии, культура .Античность. Древняя Греция. Эллинизм.
Древний Рим. Основные этапы исторического развития, формы политического и
общественного устройства. Культура. Античное язычество. Возникновение и распространение
христианства.
Античное наследие и его значение для современного мира.
Средние века
Понятие и
хронология.
Становление
христианского мира. Византия .Западное Средневековье: политическое и социальное
устройство, система хозяйства, религия и церковь, ментальность и культура.
Особенности развития различных регионов Европы в Средние века.
Восточное
Средневековье. Возникновение и распространение ислама. Арабский халифат.
Монгольские завоевания в странах Востока. Индия, Китай, Япония в Средние века.
Мезоамерика.
Международные отношения. Взаимодействие Запада и Востока в Средние века:
религиозное, дипломатическое, культурное, военное, торговое. Средневековое
наследие и его значение для современности.
Новое время
Понятие и
хронология. Раннее Новое время. Переход от средневековой системы хозяйствования
к рынку. Модернизация. Первоначальное накопление капитала.
Великие
географические открытия. Развитие национальных государств. Абсолютизм в Европе.
Международные отношения раннего Нового времени. Ренессанс. Реформация и
контрреформация. Просвещение. Английская буржуазная революция. Великая
французская
революция и
ее последствия. Образование США. Новая система международных отношений.
Воссоединение Италии и Германии. Гражданская война в США. Промышленный переворот.
Страны и нации на пути модернизации. Индустриальное общество. Консервативный,
либеральный, социалистический ответы на социальные вызовы. Становление
либеральной демократии. Колониальные империи. Суверенные государства Востока и
Южной Америки. Османская империя. Наука. Культура. Быт.
Современная
история
Мир на
рубеже XIX—XX вв. Первая мировая война и ее последствия. Октябрьская революция
в России и мир. Тоталитарный и демократический режимы. Фашизм. Мировой
экономический кризис и его последствия. Государство в жизни общества.
Международные отношения в межвоенный период. Вторая мировая война и ее итоги.
«Двухполюсный мир». Биполярная система международных отношений. Страны Европы и
Северной Америки после Второй мировой войны. «Государство благосостояния».
Страны Востока после Второй мировой войны. Распад колониальных империй.
Научно-технический
прогресс. Переход от индустриального общества к постиндустриальному.
Крах
мировой системы социализма. Новая система международных отношений. Локальные
конфликты.«Азиатский рывок». Страны Востока и Южной Америки на пути
«догоняющего развития». Глобализация. Глобальные проблемы современности. Наука,
культура, религия, быт.
Мир в
начале XXI в.
Российская
история. Предмет
отечественной истории
История
России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы
самобытности российской истории. Природный фактор в истории Северо-Восточной
Евразии. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы
российской истории.
Древнейшие
общества и государства на территории России
Появление и
расселение человека на территории России. Первые культуры и общества. Сарматы.
Скифы. Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Кочевые и
оседлые
общества эпохи переселения народов. Гунны и кочевые империи. Финно-угры, тюрки,
балты, германцы и славяне в этнокультурном взаимодействии на рубеже -!го
тысячелетия.
Древняя Русь
Этногенез,
ранняя история, материальная и духовная культура славян. Социально-экономический
и политический строй Древней Руси в контексте всемирной истории. Особенности
древнерусской государственности. Политическая раздробленность.
Древняя
Русь и ее соседи на международных путях между Востоком и Западом. Христианство
и язычество. Культура Древней Руси: единство и региональные особенности.
Становление древнерусской народности.
Средневековая
Русь
Особенности
феодальной системы средневековой Руси. Структура русского средневекового
общества. Кризис XIII в. Русь в системе международных связей и отношений в
Средние века. Русские земли и Золотая Орда. Русь и Запад. Северо-Восточная
Русь: центры консолидации, объединение земель вокруг Москвы. Русские земли в
составе Великого княжества Литовского.
Политическая
централизация и становление самодержавия. Московское государство в XVI в.:
территория, социально-экономическое и политическое развитие, основные процессы
в духовной
жизни. Религия и церковь в средневековой Руси.
Смутное
время: причины и последствия.
Россия в Новое
время
Основные
исторические источники, хронология и сущность нового этапа российской истории.
Экономика,
общество и власть России конца XVII—начала XVIII в. Предпосылки и значение
реформ Петра I. Феномен дворцовых переворотов. Изменения в экономике,
социальном и политическом строе, культуре России в XVIII в. Секуляризация.
Народные движения.
Россия в
европейской и мировой политике. Превращение России в великую европейскую
державу. Отечественная война 1812 г.
Реформы и
общество в России XIX в. Начало индустриальной модернизации России: основные этапы
и особенности. Эволюция российской власти в XIX в. Формирование территории
Российской империи. Народы, страны и особенности национальной политики.
Официальная
идеология и общественные движения в XIX в. Традиционные религии.
Российская
культура, наука, образование в XIX в.
Новейшая
история России
Источники
по новейшей истории. Россия в начале ХХ в.: экономика, политика, идеология,
культура. Роль России в мировой экономике и политике. Реформы в России начала
ХХ в.: предпосылки и значение. Общенациональный кризис 1914—1920 гг.: причины и
последствия. Великая российская революция и ее влияние на российскую и мировую
историю ХХ в.
Гражданская
война в России. Образование СССР. Феномен советского общества. Советский Союз
как тип общества и государства: структура общества, система управления, право,
система образования, наука, идеология и социальная психология, традиционные
религии, национальный вопрос.
Советская
модель модернизации: специфика, результат, цена. Решающая роль СССР в
достижении победы во Второй мировой войне. Советский Союз как индустриальное
общество: ресурсы, промышленность, сельское хозяйство, научно- технический
прогресс и
военно- промышленный комплекс. Причины и последствия кризиса и распада
советской системы. Российская Федерация в начале XXI в.: возрождение и развитие
государственности, экономики, науки и культуры, духовные ценности российского
общества. Российская Феде рация в глобальных процессах современности. Знания о
прошлом нашей страны в современных общественных и политических процессах.