Игровые технологии.
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности
человека, удивительный феномен нашего общества. ИГРА - это вид деятельности
в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта,
в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.Принцип активности ребенка в процессе обучения был и
остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое
качество деятельности, которое
характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении
знаний и умений, результативностью и соответствием социальным сферам. В человеческой практике игровая деятельность выполняет
функции: •
Развлекательную (это основная функция игры –
развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); •
Коммуникативную (освоение диалектики общения); •
Самореализации в игре как полигоне человеческой практики; •
Игротерапевтическую (преодоление различных трудностей,
возникающих в других видах жизнедеятельности); •
Диагностическую (выявление отклонения от
нормального поведения, самопознание в процессе игры); •
Функцию коррекции (внесение позитивных изменений
в структуру личностных показателей); •
Межнациональной коммуникации (усвоение единых для
всех людей социально-культурных ценностей); •
Социализации (включение в систему общественных
отношений, усвоение норм человеческого общежития). В современной школе, делающей ставку на активизацию и
интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих
случаях (по Г.К. Селевко): ●в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия,
темы и даже раздела учебного предмета; ●как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; ●в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения,
контроля); ●как технологии внеклассной работы. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых
приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения,
стимулирование учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по таким основным
направлениям: •
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; •
учебная деятельность подчиняется правилам игры; •
учебный материал используется в качестве ее
средства, в учебную деятельность вводится
элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; •
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.В структуре учебного процесса на основе игры
выделяется четыре элемента-этапа: 1. Ориентация
В начале учитель представляет изучаемую тему,
знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает
характеристику имитаций и игровых
правил, обзор общего хода игры . 2. Подготовка к проведению Учитель
излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых
процедурах, примерном типе решений в ходе игры. После распределений ролей между
участниками проводится пробный «прогон» игры в сокращенном виде. 3. Проведение игры Учитель организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия
игровых действий, разъясняет неясности и т.д. 4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается
описательный обзор-характеристика «событий» игры и их восприятия участниками,
возникавших по ходу дела трудностей, идей,
которые приходили в голову,
учитель побуждает детей к анализу проведенной игры. Говоря о роли
учителя в процессе игры,
необходимо отметить, что она может быть не
одинаковой: -Инструктор -Судья -рефери Тренер Председатель-ведущий.
В рамках темы можно выделить такие виды уроков: 1) ролевые игры на уроке (инсценирование); 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых
заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок -КВН); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий,
которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один
из видов разбора и т.д.); 4) использование игры на определённом этапе урока (начало,
середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков,
повторение и систематизация изученного); 5) различные виды внеклассной работы по предметам (КВН, экскурсии,
вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов
одной параллели.
УЧЕБНЫЕ ИГРЫ позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто
быть наблюдателем; создают потенциально более высокую возможность переноса
знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную; обеспечивают
учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия учащихся; психологически
привлекательны для учащихся. При определенных благоприятных условиях, созданных во время
игры, дети могут развить гибкость мышления и способность разрабатывать и
уточнять свои замыслы. Игры, будучи
внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал
для развития творческих способностей у детей.
|